Каждое здание или сооружение после их строительства нуждаются в отделочных работах. Для этих работ используются разнообразные отделочные материалы, различающиеся по своим характеристикам. Они определяют, в каких случаях и для каких зданий эти материалы могут быть использованы. Это же касается и метро.
Метро является одним из самых посещаемых объектов инфраструктуры. Количество пассажиров, которые каждый день пользуются этим видом транспорта в мегаполисах, является крайне большим. Поэтому и отделочные материалы, применяемые при строительстве, должны обладать выдающимися характеристиками, чтобы обеспечить длительный срок эксплуатации при таких нагрузках. Нагрузки же, оказываемые на различные покрытия, не менее высоки. Это и динамические нагрузки от множества идущих людей, и высокие показатели вибрации, и постоянная влажность.
Всё это потребовало выбора отделочного материала с набором уникальных характеристик. И таким материалом стал гранит. Гранит в метро стали использовать очень давно, оценив все его свойства. Он представляет собой натуральный камень, состоящий из нескольких каменных пород, спрессованных вместе под воздействием некоторых геологических факторов. В итоге же получается материал с исключительными качествами.
Серый гранит, нашедший широкое применение для работ в метро, изначально является монолитной породой. Его добывают сплошным монолитом, чтобы потом при помощи специализированного оборудования распилить на плиты определённого размера.
При этом различия между готовыми видами отделочных материалов в основном состоят в размерах и в виде обработки.
• Шлифованный гранит. Это, например, гранитные плиты с достаточно ровной поверхностью. Но при этом поверхность не абсолютно гладкая, а достаточно грубая, со следами использования крупного абразивного материала. Такой вид гранита используется в случаях, если нет необходимости в наличии высокоэстетичного внешнего вида.
• Полировкой добиваются идеально гладкой поверхности, которая по своей фактуре напоминает стекло. Такой материал используют для облицовки, если нужно добиться идеального красивого внешнего вида. При этом камень больше становится похож на зеркало. Плита гранитная полированная нашла применение в облицовке стен.
• Бучардирование позволяет получить шероховатые гранитные плиты. Обработка создаёт мелкий рельеф, благодаря которому увеличивается сцепление между подошвой и плитой. Такой вид гранита нашел применение для мощения пола, чтобы обеспечить безопасность людям. Более гладкий гранит приводил бы к большому количеству падений в сырую погоду, когда гладкие плиты становятся особенно скользкими.
• Для наружных работ часто используется термообработанный гранит. Благодаря термической обработке гранитные плиты обладают достаточно большой прочностью. Они гораздо лучше сопротивляются повышенным физическим нагрузкам.
Серый гранит в метро нашёл широкое применение благодаря своим интересным качествам, которым очень трудно найти аналоги. Благодаря им гранит способен выдержать достаточно жесткие условия эксплуатации. Хоть он и не является вечным, но обладает достаточно большим сроком эксплуатации.
Основным качеством гранита, благодаря которому он получил такую популярность, является его прочность. Благодаря её он может выдержать высокие нагрузки, которые обеспечиваются большим людским потоком. Ни один материал не сможет столь большой нагрузки длительное время, не требуя при этом большого ремонта. Со временем переменные нагрузки и напряжения дадут о себе знать, но это будет очень нескоро.
Износостойкость.
Гранит обладает большой стойкостью к истиранию, благодаря чему он сохраняет свой внешний вид, несмотря на множество ног, проходящих по нему каждую минуту. Для дополнительной защиты на гранитные плиты может наноситься защитное покрытие. Даже если на граните появятся потёртости, их можно легко зашлифовать.
Стойкость к химическим воздействиям.
Одной из насущных необходимостей для метро является уборка. При этом часто приходится использовать достаточно агрессивные моющие средства. Гранитные плиты с лёгкостью выдерживают это испытание: на них не остаётся даже намёка на использование химии. Поверхность при этом можно легко отмыть, не повредив её, как это случилось бы с другим покрытием.
сибирский гранит нашёл отличное применение в станциях метрополитена, как идеальный материал, используемый в качестве покрытия для стен и пола. Более грубые плиты используются для мощения полов и лестниц, а более гладкие – для стен. С помощью гранита удалось создать не только надёжные и долговечные покрытия, но и обеспечить метро надлежащий красивый внешний вид, который сможет простоять очень долго.